Обмен учебными материалами


Актуальность. Тема данной курсовой работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем



Актуальность. Тема данной курсовой работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания.

Теория правосознания является одним из основных разделов общей теории права. Научные представления о правосознании и его соотношении с правом предстают как важнейшие, определяющие специфику правопонимания, поэтому значимость данной темы, с точки зрения теории права, также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры всего населения.

В последнее время неизмеримо возрастает роль правосознания как важнейшего нормативно-организующего и стабилизирующего фактора. Наряду с другими юридическими средствами, правосознание оказывает мощное воздействие на поведение людей и их коллективов, формирует у них необходимые позитивные взгляды, ориентиры, ценности, связанные с их правомерной деятельностью, освоением правовой действительности.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, так как любой юрист должен сам обладать высоким уровнем правового сознания и правовой культуры. Это необходимо ему в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву. Кроме того недопустимо, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, а также занимающие ведущие должности в органах государственной власти и управления.

Цель работы: изучение понятия правового сознания, его структуры и видов; рассмотрение профессионального правового сознания, особенностей профессионального мышления юристов и правовой культуры в целом.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

1. изучить понятие и структуру правосознания;

2. рассмотреть основные виды правосознания;

3. раскрыть соотношение права и правосознания;

4. проанализировать особенности профессионального мышления юриста;

5. ознакомиться с понятием и видами деформации правосознания;

6. осмыслить значение правовой культуры и правового воспитания.

Структура курсовой работы состоит из следующих элементов: введение, два раздела, выводы и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее практическая значимость, а также выделяется цель и задачи данной курсовой работы. В первом разделе дается общее определение понятия правосознания, его характеристика и структура, а также основные виды правосознания, взаимосвязь права и правосознания. Вторая глава носит более практическую направленность, в ней раскрываются особенности профессионального мышления юриста, понятие и виды деформации правосознания, а также значение правовой культуры и правового воспитания. В заключении курсовой работы суммируются все выводы, полученные во время исследования данной темы. Список литературы содержит весь перечень источников, использованных при подготовке и написании курсовой работы.

Загрузка...

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей правовой культуре личности, делает её полноценным участником разнообразных правоотношений.

Для написания данной работы были использованы труды таких авторов:

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.[1]

Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования и развития действующего права.[2]

Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

Однако, правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву также часто определяется определенными политическими взглядами. [3]

Известный русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни в целом. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. Также, И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.[4]

Структурно правосознание складывается из таких основных элементов:

1. Правовая идеология - это, прежде всего, осознанное отношение к праву, выраженное в обоснованной, четко аргументированной критике или одобрении всей правовой системы. Совокупность идей, взглядов, принципов, теорий, требований общества и различных групп населения, отражающих правовую реальность, - все это формирует правовую идеологию. Она характеризуется целенаправленным, желательно научным, подходом к пониманию того, что есть право, как элемент общества.[5]

2. Правовая психология. В отличии от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к действующему праву (например, непринятие беззакония, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения.[6] Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпеливое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – это все относится к области правовой психологии.[7]

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

3. Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень ученого-правоведа, неспециалиста и т. д.

4. Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

5. Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует, лишь понимаю его роли и места в жизни человека и общества.[8]

1.2. ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть также его разновидности. Существует два основных подхода, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. Второе основание - по глубине познания субъектами правовых явлений.[9]

Субъектами (носителями) правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы, вплоть до социума в целом. В соответствии с этим различают такие виды правосознания, как индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Проблема формирования нормального, здорового правосознания личности является насущной необходимостью для нашего общества.

Групповое правосознание образуют представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Такое правосознание наряду с элементами общественного правосознания включает в себя и специфические элементы, определяемые особенностями социального статуса соответствующей общественной группы. Например, правосознание юристов, как правило, существенно отличается от правосознания криминальных сообществ.

Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом, и именно в нем «живет» право. Оно отличается стабильностью, формируется в течении длительного времени и имеет сложную структуру. Наиболее консервативными элементами правосознания являются правовая идеология и правовая психология. Они отражают объективные условия жизни общества и постоянно воспроизводятся как на сознательном уровне, так и на бессознательном. При этом в одном и том же обществе одновременно может существовать несколько правовых идеологий, но носить не групповой, а общественный характер будет только та идеология, которая отражает онтологические – социокультурные и этнические – условия правовой жизни конкретного социума и получает легитимное значение.[10]

Исследование уровней правосознания весьма актуально, поскольку именно от уровня зависит, насколько осмысленно и инициативно будут участвовать все социальные группы в процессе осуществления юридической деятельности. Итак, по глубине познания субъектами правовых явлений необходимо выделять три уровня: массовое (обыденное) правосознание, профессиональное (специализированное) правосознание и научное (теоретическое) правосознание.

1. Массовое (обыденное) правосознание свойственно основной массе людей, оно формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Уровень массового правосознания является важным показателем правовой культуры[11]. Массовое сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника - индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы решения вопросов каждодневной жизни. Основными чертами такого правосознания являются: массовость и не всегда достаточная компетентность. Именно в массовом правосознании складываются, например, народные пословицы, выражающие повседневное отношение людей к праву. Художественное и народное творчество в массовом правосознании может демонстрировать как меткость и глубину народного прозрения, так и ограниченность и некомпетентность суждений по вопросам правовой жизни[12].

Но следует отметить, что именно массовое правосознание выступает предпосылкой для формирования правосознания теоретического и профессионального. Исторически оно предшествует юридически грамотному, компетентному анализу правовой действительности и является для него питательной средой и одним из важнейших источников.

2. В научной литературе отмечаются такие черты профессионального правосознания, как компетентность, ориентированность на реализацию правовых норм, связь с идеями справедливости и законности, политическая зрелость, чувство профессионального долга и т. д. По мнению Н. Я. Соколова: «субъекты данного уровня должны обладать специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения».[13]

Знания о праве, навыки и умения юридической деятельности составляют основу правосознания юристов. Это профессиональная компетентность в сфере действующего законодательства и практики его реализации, выраженная в достаточно глубоких и, главное, профессионально необходимых знаниях о праве и закономерностях его бытия, позволяющих заниматься юридической деятельностью.

Профессиональное правосознание юристов качественно отличается от правосознания других групп населения по объему и глубине политико-правовых знаний, навыкам и умениям анализировать правовые проблемы, решать поставленные жизнью юридические задачи. Однако внутренне его можно дифференцировать на отдельные разновидности, представленные в качестве правосознания следователей, прокуроров, судей, адвокатов. Такое видовое разделение определяется особенностями ролевого поведения работников различных юридических служб, то есть спецификой выполняемых служебных функций и сложившимися в этой связи стереотипами в оценках правовой действительности и методах и способах деятельности. Известно, например, что в мышлении следователей часто преобладает обвинительный уклон, а сознание адвоката ориентировано на защиту интересов клиента[14]. Видовые различия профессионального правосознания характеризуются осо­бенностями сложившихся правовых установок у представителей типичных юридических профессий.[15]

Острота проявления правовых знаний, установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предусматривает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости её применения, привычку соблюдать закон.[16]

Таким образом, профессиональное правосознание можно определить как обусловленную спецификой социальной роли и юридической деятельности профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентации, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юридической профессии.[17]

3. Теоретическое (или научное) формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой деятельности.[18]

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Такое разнообразие классификаций правосознания говорит о том, что у одного и того же индивида могут присутствовать элементы различных видов правосознания.

1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ

Сам термин «правосознание» состоит из двух слов - «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, если есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. Эти два понятия неразрывны.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств.[19]

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право также оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права и саму идею справедливости.

Право воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей не только с помощью юридических средств, но и разнообразными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует укреплению правопорядка в обществе. Невозможно жить в обществе и быть свободным от него, от его традиций, обычаев и норм поведения. Осознание каждым гражданином своих обязательств перед обществом, в виде соблюдения общепринятых правил и норм поведения, является залогом формирования в обществе высокого уровня правосознания и правовой культуры. Еще К. Маркс утверждал, что право неотделимо от культуры общества.[20]

Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. О специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.[21]

РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ

2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЮРИСТА

Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, так как связи в окружающем мире не могут быть познаны органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек ориентируется в окружающем мире, так как использует полученные ранее обобщения в изменившейся ситуации. Мышление осуществляется через опосредованное отражение в сознании существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира.

Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности.

В профессиональном мышлении юриста осуществляется перенос и преобразование юридических знаний из одной ситуации в другую. Умение юридически мыслить - это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя - это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого) осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Сущность профессионального мышления юриста может быть выражена через такие его составляющие:

1. установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере;

2. обобщение свойств однородной группы правовых явлений;

3. понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы правовых явлений.

Итак, в мышлении юриста моделируются объективные основные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.

Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через три этапа:

1. выявление, создание и формулирование ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;

2. анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;

3. выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.

Профессиональное мышление юриста связано с выполнением общественных и государственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вынесенных решений и актов их реализации, придания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т.к. для него важен прежде всего процесс практического осуществления принятых решений, их законности, соответствие компетенции и задачам органа, который он представляет.

Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:

1. высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

2. обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;

3.общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях;

4.приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности. Ст. 62 Конституции Украины гласит: "Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу".[22]

Уровень профессионального мышления юриста - показатель его компетентности и квалификации как специалиста.[23]

2.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т. п.

Дефекты правосознания — не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание пра­вовой системы; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам и т.п.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, расшалившегося ре­бенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер — это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положи­тельный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредита­ции фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания:

1. Правовой инфантилизм — недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

2. «Перерождение» правосознания — крайняя степень искажения правосозна­ния, включающая преступный умысел. Это антипод законности.

3. Правовой дилетантизм — вольное обращение с законами либо с оценками юри­дической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юри­дическим ценностям.

4. Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы в соответствии с социальной справедливостью.[24]

Разные правовые взгляды, отражающие неодинаковый уровень правосознания и правовой культуры, служат первопричиной будущих юридических конфликтов.[25] Правовой нигилизм порождает целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм, неверное понимание иерархии нормативных актов, произвольность в выборе правовых норм и т.д. Это ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению зоны правомерного поведения.

Формы выражения правового нигилизма:

1. прямые умышленные нарушения действующих законов и иных норматив­ных правовых актов;

2. массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

3. издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов;

4. несогласованные действия представительных и исполнительных государст­венных органов на всех уровнях;

5. нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, досто­инство, жилище, имущество;

6. подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовой нигилизм — глубинная основа правовой демагогии.[26]

5. Правовая демагогия — особый вид социальной демагогии, состоящий в общест­венно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыст­ных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния госу­дарства.

6. Правовой или идеализм — явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, т.е. возможность права определять реальное поведение людей. Правовой идеализм законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.[27]

Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

1. необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые право­вые предписания;

2. отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать право­вые предписания;

3. отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, эко­номических, социально-психологических и иных условий, в которых должна дейст­вовать норма права.[28]

1.3. РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время профессия юриста стала одной из самых популярных, но, тем не менее, общество не может быть пока довольно своими юристами. Мы часто наталкиваемся на отсутствие профессионализма в работе юристов как в законодательной деятельности и толковании законов, так и в правоохранительной работе. В настоящее время не просто обозначилась, но и самым серьезным образом выявилась настоятельная потребность в подготовке юристов, отвечающих требованиям современности. Особую роль здесь играет уровень правовой культуры и правового воспитания, которые в значительной степени влияют на успешность профессиональной деятельности.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

1. определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

2. надлежащую степень знания населением законов;

3. высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

4. качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

5. специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

6. результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

1. обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

2. создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения;

3. обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы;

4. осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа "незнание закона не освобождает от ответственности";

5. активизировать правомерное поведение.

Особые требования в части повышения правовой культуры предъявляются к должностным лицам. Это и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую, и нравственную.

Поддержание и повышение правовой культуры требуют постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном уровнях. [29]

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей»[30].

ВЫВОДЫ

Проанализировав вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы:

Во-первых, правосознание и правовая культура – необходимые условия сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому качеству законов и подзаконных актов.

Во –вторых, само правосознание – это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность знаний, представлений, эмоций и чувств, выражающих отношение социальных общностей и отдельных личностей к действующему или желаемому праву, поэтому выделяются определенные уровни правосознания: массовое (обыденное), профессиональное и теоретическое (научное). и виды: индивидуальное, групповое, общественное. Особую роль здесь играет, конечно же, профессиональное правосознание.

Ценностные ориентации, чувства, эмоции, воля, мотивы, а главное правовые установки наиболее в полной мере присущи лицам, которые обладают профессиональными юридическими знаниями, осуществляющие юридическую деятельность в суде, прокуратуре, иных государственных органах, адвокатуре и общественных объединениях. В процессе правотворческой деятельности юристы-профессионалы, руководствуясь собственным правосознанием и имеющимися ценностными ориентациями, определяют сове отношение к действующим нормам права, выражают правовые чувства, формируют свое волю и мотивируют ее. Все правовые решения юристов-профессионалов носят более компетентный, осознанный и мотивированный характер, нежели у граждан, не имеющих системных юридических знаний.

В профессиональном мышлении юриста осуществляется перенос и преобразование юридических знаний из одной ситуации в другую. Умение юридически мыслить - это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя - это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого) осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на: высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности; обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов; общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность и т.п.; приоритетность прав человека, а также уважение к личности. Ведь уровень профессионального мышления юриста - показатель его компетентности и квалификации как специалиста, поэтому в настоящее время приобретает все большего значения такая часть духовной культуры общества, как правовая культура, а следовательно в месте с ней и правое воспитание.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. о того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

В обществе с высокой правовой культурой создаются надлежащие условия для реального выполнения государством совей обязанности обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, утверждать право, демократию и справедливость. Ибо в таком обществе правовые конфликты проявляются весьма редко и разрешаются цивилизованным путем в рамках действующего законодательства. Никто не может строить свое благополучие за счет умаления прав и свобод других лиц.

К сожалению, в настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это в первую очередь правовой нигилизм и идеализм. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства на повышение уровня правового сознания и правовой культуры общества, прежде всего, через процессы правотворчества.

Несмотря на все проблемы, указанные в работе, связанные со степенью правосознания, уровнем правовой культуры, наличия в современном обществе такого негативного фактора, как правовой нигилизм, в целом за последние годы произошли существенные положительные изменения: практически во всех средних общеобразовательных учреждениях появился предмет «Правоведение», в вузах на многих неюридических факультетах также появилась дисциплина, посвященная основам современного права. Все эти факторы свидетельствуют о том, что государство обращает свое внимание на данные проблемы и по мере возможного пытается их перодолеть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Украины 1996 г.. Раздел ІІ (Права, свободы и обязанности человека и гражданина). Ст.62.

2. Под.ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова / Теория государства и права: Учебник для вузов / . – 2-е изд., изм. и доп. – М.: издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002.

3. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3—е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

4. Ильин А. И. О сущности правосознания. – М., 1992.

5. Васильев А.В. / Теория права и государства: Учебник. – Х.: ООО «Одиссей». – 2006.

6. Абдулаев М.И. / Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

7. Под ред. В.К. Бабаева. Общая теория права: Курс лекций, 2005.

8. Поляков А.В., Тимошина Е.В. / Общая теория права: Учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Перерб. гос. ун-та, 2005.

9. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 1.- М.: «Юридическая литература», 1981.

10. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

11. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. - М., 1988.

12. Турбова Я. В. Профессиональное правосознание и готовность к правоприменительной деятельности // Ученые записки юридического факультета и института права СПбГУиФ.- 2003-. Вып.10.

13. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Теория права и государства / Под. ред. Н.А. Катаева, В .В. Лазарева.- Уфа, 1994.

14. Морозов Л.А. Теория государства и права: учебник / Изд. 3-е, перераб. И доп. – М.: Эксмо, 2008.

15. Розин В.М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. – 1999. – № 1.

16. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – Теория государства и права: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.

17. Скакун О.Ф. Юридическая деонтология: Учебник. – Х.: Эспада, 2002.

18. Мелехин 335

19. пИГОЛКИН

20. Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. Манова Г. Н. — М.: БЕК, 2007.С. – 569

21. Хропанюк В.Н.Теория государства и права./Под ред. Стрекозова В.Г.,М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008.С. – 204

22. Основы государства и права.4-е изд. / Под. ред. Комарова С.А. - СПб.: Питер, 2008 С. - 72.

23. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Норма – Инфра, 2007.С. – 76.

24. Теория права и государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996.-с.189

25. См. Ю.А.Тихомиров, Публичное право, М.: БЕК, 1995.- с.255.

26. Большой словарь

[1] Под.ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова / Теория государства и права: Учебник для вузов / . – 2-е изд., изм. и доп. – М.: издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.332.

[2] Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3—е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – С.135.

[3] Под.ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова / Теория государства и права: Учебник для вузов / . – 2-е изд., изм. и доп. – М.: издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.332.

[4] Ильин А. И. О сущности правосознания. – М., 1992. – С. 11.

[5] Васильев А.С. / Теория права и государства: Учебник. – Х.: ООО «Одиссей». – 2006. – С.384.

[6] Абдулаев М.И. / Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 176.

[7] Хропанюк В.Н.Теория государства и права./Под ред. Стрекозова В.Г.,М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008.С. - 204.

[8] Основы государства и права.4-е изд. / Под. ред. Комарова С.А. - СПб.: Питер, 2008 С. - 72.

[9] Под ред. В.К. Бабаева. Общая теория права: Курс лекций, 2005. С. 143-147.

[10] Поляков А.В., Тимошина Е.В. / Общая теория права: Учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Перерб. гос. ун-та, 2005. – С.169-170.

[11] Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 1.- М.: «Юридическая литература», 1981.- С 213.

[12] Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – С.52.

[13] Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. - М., 1988. - С.67.

[14] Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. -

Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – С.22.

[15] Там же. – С.52.

[16] Турбова Я. В. Профессиональное правосознание и готовность к правоприменительной деятельности // Ученые записки юридического факультета и института права СПбГУиФ.- 2003-. Вып.10.

[17] Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Теория права и государства / Под. ред. Н.А. Катаева, В .В. Лазарева.- Уфа, 1994. -С. 329.

[18] Морозов Л.А. Теория государства и права: учебник / Изд. 3-е, перераб. И доп. – М.: Эксмо, 2008. С.-429.

[19] Розин В.М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. – 1999. – № 1. – С. 30.

[20] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Норма – Инфра, 2007.С. – 76.

[21] Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – Теория государства и права: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. - С.- 622.

[22] Конституция Украины 1996 г.. Раздел ІІ (Права, свободы и обязанности человека и гражданина). Ст.62.

[23] Скакун О.Ф. Юридическая деонтология: Учебник. – Х.: Эспада, 2002. – С. - 207-211.

[24] Теория права и государства, под ред. В.В.Лазарева, М.: Право и Закон, 1996.-с.189

[25] См. Ю.А.Тихомиров, Публичное право, М.: БЕК, 1995.- с.255.

[26] Мелехин

[27] 418 словарь

[28] Мелехин 335

[29] пИГОЛКИН

[30]Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. Манова Г. Н. — М.: БЕК, 2007.С. – 569.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная